В законе «О защите прав потребителей», в Воздушном кодексе, Гражданском кодексе и Федеральных авиационных правилах есть слова о том, что пассажиры вправе получить назад свои средства, если рейс был задержан. Александр Байбордин и его партнеры решили разобраться в этом вопросе более детально. Так как же пассажиру не «прогореть», если отложили рейс в 2023 году?
Оказалось, что перевозчик возмещает еще и убытки, и платит сумму за задержку рейса и причиненный моральный ущерб. И плюс, еще возвращает деньги за билеты.
Что являет собой «возмещение убытков»? Это оплаченные заблаговременно отели, туры, и т.д. Пассажир вправе требовать их возмещение в полном объеме. Предусмотрена выплата за задержку рейса 25% от фиксированного МРОТ. Оплачивается каждые 60 минут задержки. Единственно, сумма не должна составлять больше половины стоимости билета.
А вот сумму компенсации за моральный вред определяет суд. Она не коррелируется с денежными убытками. Бывали случаи, когда пострадавший получал «скромную сумму». По словам Байбордина, деньги не так-то просто получить, человек еще должен доказать, что авиакомпания виновна. Авиакомпания могла «подвести» пассажиров из-за форс-мажорных ситуаций, на которые она не имела влияния (погода, и прочее). Тогда, человеку не на что надеяться.
Авиакомпания выплатит деньги за отсрочку перелета, если опоздание cамолета – ее ответственность.
Приведем несколько примеров, определяющих вину авиакомпании.
1. Ваш самолет опоздал из-за опоздания его предшественника.
2. Вина экипажа – не подготовили самолет заблаговременно.
3. Отклонение самолета от заданного маршрута без основательных поводов.
Вылет может быть задержан из-за пассажиров. Тогда деньги вернуть не получится, если произошло террористическое нападение.
Доказательством финансовых потерь пассажира будут документы. Их направляют авиакомпании, и ожидают компенсации. Однако, по мнению Байбордина, желательно отыскать доверенное «лицо» компании, и обратиться к нему за записью в маршрутном листе. Такие люди, чаще всего, стоят у стойки регистрации, или у дорожки на посадку. Кроме того, пассажир может получить специальный документ, в котором указывается факт задержки. Запись вправе вносить и человек, работающий у стойки информации. К доказательствам можно отнести и акты, предоставленные администрацией аэропорта.
Еще один вид доказательства – видеозапись, на которой пассажир говорит о ситуации с представителем перевозчика. Она поможет в случае возникновения споров по поводу внесения записей на требуемых документах.
Возмещение убытков всегда должно сопровождаться предоставлением документов. Они будут своего рода «подушкой». Чеки об оплате услуг, которыми пассажир не смог воспользоваться из-за задержки вылета станут тем же самым доказательством. Однако, помните, что все случаи разные, и каждый требует особого подхода. Перечень документов будет разниться на основе ситуации.
Собрали все доказательства? Отправляйтесь с их «стопочкой» к перевозчику. Приложите все документы, объясняющие легальность ваших требований. Слова тут не помогут – фиксируйте все на бумаге. Байбордин напоминает, что претензию можно предъявить в течение 6-ти месяцев, и тут неважно, где именно вы ее заявляете.
Многие люди мучаются вопросом о том, как получить средства за невозвратный билет в случае просрочки. Обычно – ведь услуга не была осуществлена. Процедура возврата средств не отличается от той, что происходит в случае компенсации по обычному билету. По словам Байбордина, невозвратность билета отражается на возможности возврата денег при добровольном отказе от полета.
Эксперт отмечает, что компенсации суммы и условия ее получения варьируются из-за разных причин. Во-первых влияет маршрут – куда и откуда летите? Если человек отправляется в страну, входящую в Монреальскую конвенцию, то он получит большую компенсацию. Однако, страна из которой он вылетает, также должна состоять в членстве. Россия, кстати, также входит в список стран, подписавших данный акт.
Теперь о размере компенсации. Здесь при расчете опираются на специальные права заимствования (СДР). Это условная, расчетная единица Международного валютного фонда. Стоит отметить, что Центробанк России ежедневно корректирует курс СДР. Он основывается на данные, взятые с сайта МВФ. Цифра все время «плавает», однако, ее можно отслеживать на портале Центробанка.
Европейские авиакомпании руководствуются Регламентом EC № 261/2004. Согласно ему, существуют уже установленные выплаты при задержке рейса. Их сумма от 125 до 600 евро. Но и тут есть важное условие – рейс должен быть отменен или заменен на другой раньше, чем за две недели до назначенного полета. Сумма выплат складывается и из таких факторов, как расстояние, время отсрочки и т.п.
Все рейсы в Европейском Союзе опираются на вышеупомянутый Регламент. Однако, перевозчиком должна быть именно европейская авиакомпания (неважно, покидающий рейс или пребывающий). Деньги можно получить согласно Регламенту и Монреальской конвенции в том числе. Важное условие – рейс должен попадать под юрисдикции обоих документов.
Однако, все же, перелеты совершаются и в те регионы, где договора не работают. Это: Америка, Африка, Азия. Тогда, ситуация усложняется. Тут уже выплаты будут строиться на основе законодательства той самой страны, и будут отличаться в своем эквиваленте.
Для возврата денег за задержку международного перелета потребуется тот же список документов. Просто видоизменяется метод осуществления взыскания.
Если пассажир рассчитывает на получение компенсации от иностранного перевозчика, то ему понадобится отправить письмо в представительство авиакомпании в РФ. Либо же, выслать рапорт по адресу самой организации в другую страну. Современные технологии только способствуют этому.
© Новостной обзор компании TAXIMUS — Аренда минивэна с водителем в Москве